Трёхлетний возраст психологи и учителя иногда называют кризисным и уверяют, что по собственной трудности он уступает лишь подростковому возрасту.
На самом деле, 3 года – это собственно тот возраст, когда маленький человечек осознаёт себя как личность и говорит миру о себе. Собственно в данный этап свое «Я» ребенка выходит на первое место, а его характер при этом очень меняется. В то же время происходят существенные изменения в умственном, физическом и психическом развитии ребёнка. И только от его родителей, от их терпения, понимания и стараний зависит то, насколько быстро и в каком направлении пройдут эти изменения.
Физическое формирование
В трёхлетнем возрасте ребёнок не очень быстро растёт, как до этого времени, зато в данный этап происходят изменения в соотношениях его тела. Вес мальчиков в 3 года меняется от 12 до 18,5 кг, а девочек – от 11 до 18,2 кг. Рост мальчиков в таком возрасте может составлять от 90 до 103 см, а девочек – от 88 до 102 см. В таком возрасте детки также нуждаются в дневном полуторачасовом сне и десятичасовом ночном отдыхе.
Трёхлетний ребенок становится более стройным и ловким, он как правило выполняет больше разных физ. упражнений и владеет большим запасом способностей, чем годом ранее. В таком возрасте он должен:
- владеть отличной координацией движений;
- скакать на одной или на 2-ух ногах одновременно;
- одолевать препятствия;
- держать равновесие, двигаясь по лежащей на полу доске;
- спрыгивать с маленькой высоты;
- ездить на трёхколесном велосипеде;
- смело ловить и кидать мяч;
- играть с мячом в разные игры, в том числе в футбол.
Более того, в трёхлетнем возрасте ребёнок вполне может начинать изучать плавание, катание на лыжах и коньках.
Ребенок занят развивающими занятиями. Становиться лучше и очень маленькая моторика ребенка. Так, в трёхлетнем возрасте ребёнок должен:
- уметь разрезать бумагу ножницами;
- лепить из пластилина шарики и «колбаски»;
- повторить обычные движения гимнастики для пальчиков;
- рисовать обычные линии, кружки и точки;
- обводить и раскрашивать обычные картинки.
Умственное формирование
Особенно бурно в трёхлетнем возрасте происходит умственное формирование ребёнка. К трём годам ребенок уже целиком знает толк речь взрослых, а в его собственной речи возникают предметные обобщения. Трёхлетний ребёнок имеет в запасе до полутора тысяч слов и может свободно высказать собственную мысль.
Развивается его логическое мышление и память, он готов учиться и узнавать мир вокруг вас. К этому возрасту ребёнок уже должен иметь первые знания и в районе математики, и в познании находящегося вокруг мира.
Математика
В норме ребёнок в 3 года должен:
- считать как минимум до трёх и уметь выказывать подходящее кол-во пальцев на собственной руке;
- обладать и пользоваться тезисами: «один» и «много», «равные и «различные»;
- сопоставлять кол-во предметов;
- распознавать предметы по размерам («большой» или «маленький»);
- распознавать предметы по ширине («широкий» или «неширокий»);
- распознавать предметы по толщине («толстый» или «тонкий»);
- распознавать предметы по высоте («большой» или «невысокий»);
- знать ключевые фигуры геометрической формы (квадрат, круг, треугольник) и выказывать предметы одинаковой формы;
- сопоставлять предметы по их величине, цвету и форме.
Формирование речи
В норме ребёнок в 3 года должен:
- заявлять примитивными, но грамматически оформленными фразами;
- координировать в собственной речи слова в роде, падеже и числе;
- правильно отвечать на появившиеся вопросы;
- правильно пользоваться предлогами: «в», «под», «на», «за»;
- принимать в собственной речи предложения с гомогенными членами;
- уметь описывать предложенную картинку двумя-тремя предложениями (кто изображён на картинке, что он выполняет, какие у него части лица или тела и т.д.);
- знать и уметь именовать разные действия (мальчик сидит, девочка поёт, рыбка плывет и т.д.);
- знать наименования находящихся вокруг предметов: посуды, игрушек, мебели, одежды, обуви и т.д.;
- именовать по одному главному признаку каждого предмета.
Мир вокруг вас
В норме ребёнок в 3 года должен:
- знать и именовать своё имя и собственную фамилию;
- именовать имена друзей и родственников из его близлежащего окружения;
- знать наименования и отличать 3-4 дерева;
- знать наименования и отличать 3-4 вида цветов;
- иметь представления об овощах и фруктах, о ягодах и грибах;
- знать наименования диких и животных живущих дома;
- знать наименования детёнышей зверей (зайчонок, жеребёнок и т.д.)
- знать наименования 3-4 птиц;
- знать наименования 3-4 насекомых;
- знать наименования 3-4 рыб;
- знать обобщающие слова и уметь по ним искать предметы (выказывать игрушки, обувь, посуду, мебель и т.д.);
- распознавать времена года;
- знать и распознавать времена суток (ночь, утро, день, вечер);
- знать и распознавать явления природы (дождь, снег, солнце, ветер, холод, радуга);
- знать и именовать ключевых 6 цветов;
- именовать значительные детали и части знакомых предметов, материалы, из которых они сделаны.
Музыка
В норме ребёнок в 3 года должен:
- уметь повторять некоторые звуки;
- ритмично перемещаться под разную музыку;
- управлять силой собственного голоса (заявлять громко или тихо);
- иметь полное представление о звуках находящегося вокруг его мира (шуме воды, пении птиц, шуме машин, звуках зверей, насекомых и т.д.).
Нервно-психическое формирование
В трёхлетнем возрасте существенно увеличивается и становиться лучше мышление ребенка, его память, понимание и внимание, т.е. ключевые психические функции.
В норме трёхлетний ребенок должен:
- концентрировать внимание на выполнении задания на протяжении 5 минут не отвлекаясь;
- исполнять поручения из 3-4 действий (поставь, отнеси, принеси и т.д.);
- исполнять задания по представленному образцу;
- держать в поле собственного зрения 3-4 предмета;
- искать 3-4 различия между указанными предметами;
- искать 2 идентичных предмета;
- знать наименование, местонахождение и назначение ключевых находящихся вокруг его предметов;
- уметь запоминать 3 или 4 картинки;
- по наводящим вопросам рассказать содержание картинки по памяти;
- знать наизусть несколько четверостиший;
- повторять при помощи взрослого маленькую прочтённую сказку;
- припомнить и уметь рассказать, что он делал в течении дня;
- класть картинку из 3-4-х частей;
- искать обычные связи между явлениями и предметами;
- искать и уметь объяснить отклонения на картинках (излишний предмет и др.);
- искать различия и сходства между разными предметами.
Способности самообслуживания
Трёхлетний ребенок – вполне самостоятельный маленький человечек, готовый к посещению детского садика. В таком возрасте он должен уметь:
- одеваться без посторонней помощи либо с маленькой помощью взрослого;
- раздеваться и класть собственную одежду перед тем как ложиться спать;
- застёгивать пуговицы;
- завязывать шнурки;
- умываться;
- мыть руки с мылом и вытираться полотенцем;
- пользоваться носовым платком;
- протирать ноги перед входом в дом;
- бережно есть, правильно пользуясь столовыми устройствами;
- пользоваться салфеткой;
- заявлять слова любезности: благодарить, здороваться, прощаться.
Взрослые также остаются для трёхлетнего ребенка основным объектом подражания, так что его обучение главным правилам гигиены и самообслуживания прямо связано с личным примером родителей.