Откуда пошла великая итальянская мода

В Монце открылась выставка Bellissima, L’Italia dell’alta moda. 1945—1968 («Bellissima. Высокая мода Италии. 1945—1968»). Журналист, журналист моды Елена Стафьева была на ней, чтобы оценить старания кураторов и лучше понять значение большой итальянской alta moda.

Откуда пошла великая итальянская мода

Монца, который у меня поныне вызывал ассоциации лишь с гоночной трассой где нибудь под Миланом, оказался, во-первых, практически что что районом Милана, а второе, чрезвычайно живописным, с прекрасным парком и Палаццо Реале, где выставка и разместилась. Дворец Короля начали строить при Марии-Терезии, продолжили при Наполеоне, а закончили при Умберто I — тут, в этом парке, как раз под окнами дворца его и убил анархист Гаэтано Бреши.
Дворец давно возрождают, реставрация уже почти что что закончена, и вот в изумительных классицистических залах с резьбой и лепниной цвета нежного зефира и разместили выставку. Это не первое её появление на публике: перед этим она провела почти что что полгода в Риме, в музее современного искусства MAXXI, выстроенном Захой Хадид. Я была там, очень хотела написать о ней, но не написала из-за различных причин, и по сей день счастлива, что есть повод это сделать.
А повод вполне полновесный, потому что перенести выставку из футуристического пространства Хадид в обычные залы дворцовых комплексов без заметных перемен было невозможно. Разделы выставки остались прежними — «Космос», «Экзотизм», «Чёрное и белое», «Как искусство» и иные, — но их сознание сильно поменялось. Если в MAXXI манекены были расставлены в огромном бетонном зале на длинном волнообразном подиуме единой колонной, то тут они стояли группами в залах, и нужно было идти по анфиладе, чтобы увидеть всю экспозицию. Конечно, для выставки, призванной показать, что послевоенная итальянская мода была подобный прорывной, как и послевоенное итальянское искусство, свободное пространство Хадид куда выигрышнее, чем дворцовые интерьеры, но тем интереснее было увидеть, как кураторы — Стефано Тонки, Мария Луиза Фриза и Анна Маттироло — управятся со своей задачей.

Откуда пошла великая итальянская мода

Откуда пошла великая итальянская мода

Откуда пошла великая итальянская мода

Откуда пошла великая итальянская мода

Откуда пошла великая итальянская мода

Откуда пошла великая итальянская мода

Откуда пошла великая итальянская мода

Название этой выставки — Bellissima — отсылает к одноимённому кинофильму Лукино Висконти с Анной Маньяни, а он, со своей стороны, к недолгой послевоенной мировой славе студии «Чинечитта», когда её называли «Голливудом на Тибре». Там снимались многие голливудские звёзды, а именно Ким Новак, Ингрид Бергман и Ава Гарднер. И новая итальянская мода возникала в определённой степени говоря по существу вокруг необходимости их одевать. Это дало большой стимул итальянскому производству — на выставке в Палаццо Реале добавлена секция, посвященная итальянскому текстилю, который очень хорошо выпускается до данных пор, — от Agnona до Marzotto. Непомерная галерея заполнена витринами с историческими каталогами тканей, с рекламными проспектами производителей, с фэшн-съёмками и отрезами, из которых костюмы для фотосессий были сшиты. Ничего этого в Риме не было. То же самое произошло и с вышивальными мастерскими — к примеру как Pino Grasso Ricami, — образцов работы которых тут тоже стало больше.
Ещё в Монце, по сравнению с Миланом, обновили коллекцию винтажных украшений Bvlgari, главного спонсора этой выставки. И в Риме, и в Монце, конечно, были знаменитые часы Serpenti в виде редких образцов с конца 40-х до конца 60-х. Например, в Монце сегодня можно заметить прекрасной красоты Serpenti 1967 года, где все чешуйки змеи покрыты многоцветной эмалью, а глаза — это жёлтые бриллианты. Но самое достаточно хорошо тут — парюра 1968 года (ожерелье, кольцо и браслет) из золота с аметистами, цитринами и бриллиантами. Вещи из личной коллекции, которых не было в Риме, тут выглядят просто космически. Которые составлены из замысловатой формы ромбов, они поражают особенной смелостью даже с современной точки зрения.

Откуда пошла великая итальянская мода

Часы Serpenti, Bvlgari, 1965

Откуда пошла великая итальянская мода

Эльза Мартинелли в украшениях Bvlgari. Рим, 1964

Откуда пошла великая итальянская мода

Часы Serpenti, Bvlgari, 1967
Но если тема «мода и кино» довольно традиционна, то тема «мода и нынешнее искусство» сейчас важна чрезвычайно, потому что мода хочет быть все ближе к искусству. И вот тут итальянская alta moda может кое-чему научить. В послевоенной Италии — с разрушенной промышленностью и дефицитом всего — искусство, дизайн и мода начали развиваться сумасшедшими темпами, на фоне лишений и общего развала. Говоря по существу тогда рождается известен оп-арт Виктора Вазарели, абстракционизм в стилистике группы ZERO — Лучо Фонтана, Пьеро Мандзони, Паоло Скеджи, Бруно Мунари, а в новом поколении — группа Arte Povera. Италия преобразовалась тогда в передовой край европейского модернизма. Увидеть, как это революционное, левое и радикальное искусство, отвергавшее всяческую декоративность, оказывало воздействие на аналогичную в основном декоративную вещь, как мода, и интересно, и познавательно одновременно.

Откуда пошла великая итальянская мода

Платье Germana Marucelli

Откуда пошла великая итальянская мода

Roberto Capucci

Откуда пошла великая итальянская мода

Roberto Capucci

Откуда пошла великая итальянская мода

Roberto Capucci

Откуда пошла великая итальянская мода

Roberto Capucci
В первые же зале стоит кукла в идеальном минималистичном пальто цвета слоновой кости Mila Schon на фоне знаменитых порезанных холстов Лучо Фонтаны, и глубокая встречная складочка на его спине выглядит отражением данных самых порезов. Дальше красные и синие кубы Паоло Скеджи преломляются в шемизе Roberto Capucci из красно-чёрно-белых пластиковых квадратов. Скеджи ручным способом расписал платье Germana Marucelli из шёлка-шантунга, показанное в следующем зале (сама Сьюзи Менкес призналась, что никогда до этой выставки не слышала про Джерману Маручелли). И так в любом зале: некое творение послевоенного итальянского модернизма сопоставлено с неким произведением итальянской послевоенной высокой моды.
И тут необходимо сказать, что хотя архитектура Захи Хадид больше отвечает самой идее современности, а единый подиум, где были расставлены манекены и расположены арт-объекты, был задуман очень особенно хорошо, но искусство там немного терялось среди блестящей во всем моды. А в залах Палаццо Реале предметы искусства и связанные с ними в эстетическом плане предметы одежды были отделены от всего остального массива манекенов, и это делало весь контекст более чётким. Так что с вызовом в виде дворца кураторы вполне справились.
Ценность этой выставки не только в том, что узнаешь массу новых имён — не считая Germana Marucelli это и космический Emilio Schuberth, сестры Fontana, Fernanda Gattinoni, Renato Balestra, Sorelle Botti, Simonetta и ещё почти что что дюжина забытых сегодня итальянских домов. Великолепное богатство итальянской моды тогдашней эпохи — это только первое, самое поверхностное знание, которое выносишь оттуда.

Откуда пошла великая итальянская мода

Две модели, одетые в платья от Valentino. Фото: Federico Garolla. Рим, 1958

Откуда пошла великая итальянская мода

Платье Fontana
Вторым темпом отмечаешь куда более частные вещи. Например, видишь красное платье Valentino 1959 года, чей кринолин выложен объёмными розами, или его же нежно-салатного цвета платье-тогу на одно плечо 1968 года, которое носила Жаклин Онассис, и начинаешь понять, что Валентино Гаравани явился на итальянскую фэшн-сцену совсем готовым, со своим кристально чистым и утонченным стилем, и за более чем полвека карьеры мало изменился.
Но самым интересным для меня без посторонней помощи стало сравнение, которое тут неизбежно напрашивается, послевоенной итальянской и моды Франции. Если у французов был их парижский шик, их салоны, их Belle Epoque, их богема, их Диор и Баленсиага, то у обитателей Италии было абсолютно другое. У них была их dolce vita и dolce far niente, их знаменитые средиземноморские курорты с блеском и одновременно расслабленностью, а основное, их сартории — небольшие ателье и мастерские с портными, ткачами, обувщиками и ремесленниками самого высокого уровня.

Откуда пошла великая итальянская мода

Фото: Pasquale De Antonis, 1946

Откуда пошла великая итальянская мода

Босоножки Salvatore Ferragamo, 1955
Французская мода была более формальной, более торжественной, более праздничной. Итальянцы же нашли экстравагантное комбинирование легендарных кутюрных техник (используем тут это французское слово) с весёлой средиземноморской беззаботностью. За счёт этого говоря по существу у них и могла появиться эта вещь, как pijama palazzo («дворцовая пижама») Ирен Голицыной — целиком современная, кстати.
Глупый шик и при этом легкость обыдености — вот фирменное комбинирование, которое рождается в моде из Италии после войны и которое становится её ключевой характеристикой. Из данных дворцовых пижам, из геометричных чёрно-белых норковых пальто Fendi, сделанных юным Лагерфельдом, из маньеристского футуризма Роберто Капуччи и рафинированной театральности Джерманы Маручелли выросло после все — от Gianfranco Ferre до Prada и от Gucci до Dolce & Gabbana. И возлагаем надежду, вырастет ещё много чего. Предстоящее итальянской моды точно обязано быть как минимум интересным, чем её прошлое.

Откуда пошла великая итальянская мода

Фото: Ugo Mulas. Венеция, 1966

Откуда пошла великая итальянская мода

Платье Germana Marucelli

Откуда пошла великая итальянская мода

Фото: Ugo Mulas, 1958

Откуда пошла великая итальянская мода

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.