Русское узорочье

Ничто, наверняка, не заставит быстро смотреть на представительницу прекрасного пола, как украшения на ней – звенящие бусы или блестящие серьги. Большие или очень маленькие, шикарные или застенчивые, они меняют наш вид в хорошую сторону. Украшения могут превратить самый застенчивый костюм в выдающийся.
В Киевской Руси всегда украшения пользовались любовью. Про это сбереглось немало исторических свидетельств. Носили их и представительницы прекрасного пола, и мужчины, независимо от занимаемого положения в обществе. Разумеется у знатных особ украшения отличались не только ценностью камней и металлов, но и богатым ювелирным оформлением. Эта роскошь ювелирных изделий неоднократно удивляла чужестранцев.
Сбереглись документы, в которых иноземные послы сообщали на отчизну, что повелитель и бояре одеваются «пышно без всякой меры». Благодаря этому многие сегодняшние российские девушки любят роскошь и чрезмерность в украшении собственного образа.

Русское узорочье

светлое ювелирное искусство российских профессионалов выделяется пышностью декора и богатством красок. Есть множество разных стилей ювелирного искусства. А стиль российских профессионалов XVI-XVII веков зовется собственно так – «Российское узорочье». В данных украшениях узоры сделаны светлыми самоцветами, камнями наивысшего положительные качества – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью, бирюзой и, разумеется, любимого всеми и во все времена речного жемчуга – богатства российских северных рек.
Спецификой российских украшений считается изобилие растительного сканного орнамента, повторяющего морозные узоры на оконном стекле, использование многоцветной эмали, чаще белой и голубой, как небо Русского Севера, черни глубокого тона, гравировки и рельефных чеканных узоров. Украшения встречаются гладкие литые и кружевные сканные.

Русское узорочье

Русское узорочье

Жильцы Руси XVI-XVII веков украшали собственные длинные и широкие одежды, бесчисленными ювелирными изделиями, одни из которых пристёгивались, нашивались, иные накладывались.
Ключевую роль в женском костюме играли рясны – длинные, спускавшиеся до плечей жемчужные нити, идентичные на серьги, которые подвешивались к головным уборам по обоим сторонам лица. В представительнице слабого пола, надевавшей рясны, была особая плавность и величавость в походке, она «выступала словно пава». Многие украшения требовали от неё царственной осанки, спокойных движений, положительные качества.

Русское узорочье

Серьги «русского узорочья» были необычны и многообразны по форме и являлись, как и по сей день, так и вот тогда, любимым украшением российских представительниц прекрасного пола. Отдельные из них были настолько массивны, что, если судить по форме замка, носились не в ушах, а прикреплялись к головным уборам. Серьги были унизаны ювелирными камнями, жемчугом, перламутром, кораллами, бирюзой и цветными стёклышками, приукрашены затейливыми завитками из сканных жгутиков или серебристыми цилиндриками, усыпанными зернью.
Спецификой являются серьги новгородские – «голубцы», которые не встречаются в этом варианте ни у каких иных народов. Их форма напоминает статуэтки 2-ух птиц, обращенных один к одному клювиками или спинками. Серьги из Сольвычегодска и Великого Устюга нередко были украшены жемчугом и расписной эмалью.
Московские мастера-умельцы украшали серьги сканью и эмалью, камнями и жемчугом, любили серьги с подвесками, которые были по-особенному нарядны и представляли собой прототип художественного совершенства.

Русское узорочье

Русское узорочье

Мужчины тоже носили серьги, правда только одну серьгу. И это выражало в них не мягкость характера, а наоборот силу и власть. Создатель первой истории русского костюма А.Н. Оленин так пишет: «…ношение в ушах серьги длительное время оставалось в обычае у князей Российских. Мы видим, что во второй половине 50-ых годов XIV века Князь Иоанн Васильевич завещает двум собственным сынам…по одной серьге…».
Мода на одну серьгу у мужчин вернулась в восемнадцатом веке, а в девятнадцатом веке эта мода особенно процветала у военнослужащих в российских кавалерийских полках. Носили серьги не только офицеры, но и воины.
Кольца и кольца также пользовались всеобщей любовью. Не всегда в очень торжественных случаях кольца одевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза, жемчуг в великолепном обрамлении выглядели, как цветы. Востребованы были кольца-печати и кольца с восьмилепестковой розеткой, украшенной маленькими камнями и очень маленьким фитоморфным орнаментом.
Нужным дополнением как украшение были дорогие пуговицы, пряжки, булавки и, разумеется, золотые и серебряные цепи, которые чаще собирались из плоских компонентов или из завитков плющеной скани и украшались белой или голубой эмалью.

Русское узорочье

Русское узорочье

«Российское узорочье» – специальный идеал красоты, светлый стиль русского искусства, в нём совмещаются мотивы искусства Византии, Востока и Запада.
Многие богатства наших прадедов не дошли до нас, пропали в огне войн и революций. Оставшиеся немногочисленые украшения мы можем увидеть в русских музеях, восторгаться их красотой в портретах российских живописцев. Но и то немногое, что сбереглось до сегодняшних дней, даёт представление о своеобразной красоте и отличительных особенностях русского ювелирного искусства – «русского узорочья».
Русские ювелиры в течении многих веков много раз обращались и обращаются к творчеству профессионалов «русского узорочья», создавая шедевры русского стиля.

Русское узорочье

Русское узорочье

Русское узорочье

Русское узорочье

Сегодняшние украшения в тематике российское узорочье.
Фото сверху и фотографии снизу взяты с сайта ювелира Тимофея Журавлева
timmaster.ru

Русское узорочье

Русское узорочье

Русское узорочье

Русское узорочье

Русское узорочье

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.