стопка газет фото

Журналистская этика

Журналистская этикаОсновные принципы журналистской этики, изложенные ниже, представляют необходимую морально-этическую базу для вхождения в профессиональную журналистскую среду. Данные принципы призваны демонстрировать ответственность за то, как используется информация. Существует более сотни кодексов поведения, хартий и манифестов средств массовой информации и профессиональных групп, в которых изложены принципы, ценности и обязанности журналистского искусства.

Основополагающие этические принципы журналистики:

  1. Принцип истинности и точности;
  2. Принцип независимости;
  3. Принцип справедливости и беспристрастности;
  4. Принцип гуманизма;
  5. Принцип личной профессиональной ответственности.

1. Принцип истинности и точности.
Журналисты не всегда могут гарантировать «правду», но максимально объективное изложение фактов является основным принципом журналистики. Журналисты всегда должны стремиться к точности. Профессионал обязан предоставить все соответствующие факты, которыми он располагает, а также обеспечить их проверку. Когда журналист не может подтвердить информацию, он должен сообщить об этом.

2. Принцип независимости.
Журналисты должны представлять независимый и беспристрастный голос, они не должны действовать, формально или неформально, от имени особых интересов или рекламы, будь то политических, корпоративных или культурных. Журналисты должны сообщать редакторам — или аудитории — об их политических связях, финансовых договоренностях или другой личной заинтересованности, которая может представлять собой конфликт интересов.

3. Принцип справедливости и беспристрастности.
У большинства историй есть как минимум две стороны. Хотя не обязательно представлять каждую сторону в каждой статье, истории должны быть сбалансированы и иметь определенный контекст. Объективность не всегда возможна и не всегда желательна (например, перед лицом жестокости или бесчеловечности), но беспристрастная отчетность создает ореол доверия и уверенности.

4. Принцип гуманизма.
Журналисты не должны причинять вреда. То, что мы публикуем или транслируем, может быть вредным, но мы должны осознавать влияние наших слов и образов на жизнь других людей.

5. Принцип личной профессиональной ответственности.
Безусловным признаком профессионализма и ответственной журналистики является умение нести ответственность. Когда журналисты совершают ошибки, они должны их своевременно исправлять. А озвученные сожаления должны быть искренними, а не циничными. Журналисты должны быть открыты к критике со стороны аудитории. Не смотря на то, что журналисты не способны изменить то, что пишут или говорят читатели, но комментарии и возмущения аудитории имеют особую важность, когда необходимо отстоять объективность материала.

Нужны ли журналистике новые руководящие принципы?

Забота о социальной ответственности в журналистике была во многом продуктом конца XIX и XX веков. Самые ранние газеты и журналы, как правило, выступали в роли неких информационных партизан в политике и считали, что выполнение их социальной ответственности заключается в пропаганде позиции их собственной партии и осуждении позиции оппозиции. Однако по мере роста читательской аудитории газеты увеличивались в размерах, обретали богатство и становились все более независимыми. Газеты начали проводить свои собственные популярные и сенсационные «крестовые походы», чтобы увеличить их тираж. Кульминацией этой тенденции стало соревнование между двумя нью-йоркскими газетами, «The World» и «The Journal», в 1890-х годах.

Чувство социальной ответственности заметно выросло благодаря специализированному образованию и широкому обсуждению обязанностей прессы в книгах и периодических изданиях, а также на собраниях журналистских ассоциаций. Такие ассоциации, как Королевская комиссия по прессе (1949 г.) в Великобритании и менее крупная «Свободная и ответственная пресса» (1947 г.) неофициальной комиссии по свободе прессы в Соединенных Штатах, во многом способствовали самоанализу со стороны практикующих журналистов.

Представители ряда журналистских организаций в настоящее время считают, что необходимо добавлять новые правила для регулирования журналистов и их работы в дополнение к обязанностям, изложенным выше. Необходимо поддерживать создание правовой и социальной основы, которая поощряет журналистов уважать и следовать установленным ценностям их ремесла.

При этом журналисты и традиционные средства массовой информации смогут обеспечить лидерство в вопросах этической свободы выражения мнений. То, что хорошо для журналистики, хорошо и для иных субъектов, которые используют Интернет или онлайн-СМИ для публичных коммуникаций.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.