Пантеон, называимый также храмом богов, — это один из очень знаменитых монументов рима. Он поражает собственный мощью и античностью. Ведь выстроено это грандиозное сооружение было в начале нашей эры. Сам рим – это одна большая знаменитость, тут почти что каждая улица и здание дышат стариной. Но пантеон выделяется среди этих всех монументов.
Слово «панетон» если перевести с языка древних греков буквально значит «всем богам», благодаря этому нередко его так и называют – храм богов. Он построили в то время, когда на территории сегодняшнего рима население признавало лишь язычество, а ритуалы часто проводились с применением жертвоприношений.
Архитектура храма богов
Чем же так влечет отдыхающих храм богов? Кроме того факта, что оно есть практически две много лет, сама архитектура притягивает взгляды. Пантеон смотрится довольно загадочно из-за отсутствия в нём окон. Единственное окно, через которое попадает свет в помещение, – это отверстие в очень большом куполе. Оно зовется «окулюс», в старые времена оно было символом всевидящего ока. Некоторые экспериментаторы предполагают, что окулюс был сконструирован подобным образом, что лучи солнца, попадая в середину пантеона, освещали в конкретном порядке то одну, то иную статую. Скульптуры, разумеется, изображали древних богов – венеру, марса, юпитера и прочих.
Это отверстие на протяжении определенного времени обросло большим количеством легенд. Одна из них говорит, что при строительстве храма богов купол быль цельным. В уже готовом здании был проведен первый обряд. И во время его проведения злые духи не выдержали, начали метаться и вырвались наверх, пробив отверстие сверху купола. Правда, легенда не поясняет, почему в данном случае окулюс имеет правильную геометрическую форму и ровные края. Не смотря ни на что, это изумительное отверстие добавляет храму очень таинственный вид. Свет, попадая через верх строения, делает поразительные световые изображения на потолке и стенах.
Великолепное представление можно видеть в редкие заснеженные дни, снег кружится и опускается прямо в середине пантеона.
Купол пантеона и без отверстия внимание привлекает. Ведь это очень большая в мире такая конструкция. Он опирается конкретно на поверхности стены, его диаметр внутри будет примерно 43 метров. Очень большой купол в форме замечательного полукруга венчает пантеон и добавляет ему необыкновенное великолепие.
Интересен и тот момент, что и ротонда (само здание, имеющее форму в виде цилиндра), и купол сделаны из бетона монолитного. Лишь у части которая находится снизу купола для его поддержки установлены арки из кирпича. Чтобы выполнить конструкцию ротонды очень легкой, её разделили на восемь частей. В одной их них выполнили вход, другие являют собой с прямыми углами или полуциркульные ниши. С данной же целью при строительстве каждого нового уровня меняли и состав бетона. Если у самого основания в состав его входит достаточно тяжкая травертиновая крошка, то сверху применялась воздушная туфовая крошка и пемза. Пантеон высится над землёй на 42 метра, причём 22 из них занимает купол.
Интересна и отделка внутри храма богов. Стены и пол в нём отделаны мрамором различных цветов. Вход в храм выполняют через очень большие ворота, сделанные из бронзы. Их высота будет примерно 7 метров. Ворота сбереглись с эпохи древности. Разумеется, с той поры их неоднократно реставрировали. Но сама мысль про то, что наши древние предки, жившие около 2 тысяч лет тому назад, смогли их соорудить, изумляет. В действительности далеко не любая постройка тех лет имела шансы на сохранение. Ведь на смену язычеству в риме пришло христианство. И многие культовые сооружения разрушились. Однако пантеон просто воплотили в христианский храм, не внеся особенных перемен в его архитектуру.
Входят в храм в большинстве случаев через вестибюль, который переходит в портик с 16 колоннами. Каждая колонна смотрится очень массивно. Их весомые части сделаны из египетского красного гранита, а базы и верхние части вертикальной опоры – из греческого мрамора. Не обращая внимания на большие размеры портика он будто сглаживает массивный цилиндр ротонды и, безусловно, служит её украшением.
Если с наружной стороны пантеон изумляет собственными размерами, то в середине он скорее вызывает спокойствие. Монолитная стенка, круглая вдоль периметра, разбита многими нишами, которые когда-то украшали скульптуры грандиозных римских богов. Купол похож на чашу, он не давит собственными размерами, а, наоборот, напоминает небесный свод. Через большущее отверстие льется свет солнца и проглядывает голубое небо рима.
Идея пантеона заключается в гармоничности с миром вокруг. При проектировке сооружения размеры у него были заложены так, что высота всего строения равна диаметру ротонды. Если мысленно окончить купол, дорисовав его до полного шара, то он как раз коснётся земли. С древности человечество считало шар самой гармоничной фигурой во вселенной.
Ситуация создания пантеона
На месте известного нам пантеона до него также возвышался языческий храм, однако на протяжении определенного времени был разрушен. Потом, в 25 году до нашей эры, полководец марк агриппа приказал выстроить там бассейн для баньки. Данное строение простояло около 100 лет, но в конце 1 столетия нашей эры в нём случился пожар. И только в начале 2 столетия по приказу императора адриана оно было перестроено в пантеон, каким мы его видим теперь. Зданию предали сакральное значение, назвав его храмом всех богов. Сооружение строилось по плану и под управлением зодчего аполлодора дамасского. В плане было обозначено здание в качестве ротонды и массивного купола, а еще прямоугольного портика, поддерживаемого 16 колонами. Собственно в подобном виде создали пантеон, и таким он остался до этих пор.
В седьмом веке храм богов стал христианской церковью. Византийский император фока подарил его папе бонифацию IV. В начале 7 столетия его назвали церковью божией матери мучеников.
Позднее, в 14-16 столетия пантеон пережил очень много сражений, так как употреблялся как оборонительное сооружение. Но на смену мрачному средневековью пришла эпоха ренесанса, и храму богов вернули его имя. Одновременно с тем была выполнена реконструкция строения под управлением великого зодчего рафаэля. Архитектор и живописец был похоронен в одной из ниш пантеона самостоятельно. Также в храме находятся захоронения художников дзуккари и каррачи и некоторых членов королевских семей.
Разумеется, пантеон претерпел очень много перемен на протяжении определенного времени. Так, аж до 17 столетия его потолок был отделан бронзой. Но металл был снят и переплавлен для укрепления или украшения иных построек. В то же время к ротонде были пристроены несколько башен, однако в девятнадцатом веке их сочли ненужными и убрали. С пришествием в рим христианства разрушились скульптуры языческих богов, и их ниши длительное время пустовали. Теперь там стоят картины и культуры 17-18 веков, а сам пантеон применяется как храм-музей. В традиционные дни тут много отдыхающих. А в праздники тут проходят богослужения.
Италия
заметка защищена законом об авторских и соседний правах. При эксплуатации и перепечатке материала энергичная ссылка на сайт для женщин www.Inmoment.Ru обязательна.
Источник: http://inmoment.Ru/beauty/tourism/temple-gods-rome.Html