Колосс родосский

Древние чудеса света знакомы всем – в школе мы даже знали наизусть их перечень, однако многие из них известны нам лишь по смутным описаниям древних историков, или вообще по мифам и легендам. Скульптура бога гелиоса на греческом острове родос – не исключение: в истории она знаменита под именем колосса родосского, однако даже ее древние изображения не сбереглись – те, что мы видим на картинках, были сделаны после 1500 года.

Сведений о колоссе родосском у историков и археологов все же собрано немало, хотя об их достоверности судить сложно. Но все таки, рассматриваются любые гипотезы и версии – даже очень фантастические.

Как было решено выстроить колосса

Считается, что сооружение колосса настало в конце IV столетия до н.Э., ориентировочно в 302 году, после того, как жильцы родоса счастливо избежали завоевания собственной столицы деметрием I македонским, сыном одного из полководцев великого александра. Длительные месяцы деметрий осаждал город, имея в собственном распоряжении бесчисленные войска и мощную осадную технику, но это ему не помогло. На помощь островитянам пришёл птолемей I, повелитель и грядущий повелитель египта – деметрию ничего не было, как только кинуть часть вооружения, тараны и осадные башни, и быстро отойти.

Счастливые родосцы подумали поблагодарить собственного покровителя гелиоса, выстроив ему великолепный монумент – огромную статую и входа в бухта. Наличных средств и материала было довольно: жильцы острова дорого реализовали военные машины, а многие детали из металла расплавили – металл должен был применяться для строительных работ.

Как смотрелся колосс?

Эти все сведения, как и дальнейшие, дошли до нас из глубины веков, и были собраны старыми историками – на их объективность и информированность нам остается лишь рассчитывать. Итак, ориентировочно через 350 лет после описанных событий известный римский ученый плиний, известен собственными противоречивыми взглядами, писал, что колосса строили 12 лет, начав с 1304 года.

Чтобы установить статую, жильцы насыпали у входа в бухта большой холм, а собирали ее постепенно, потихоньку насыпая вокруг растущего колосса земляной вал. Этот вал был платформой, применяемой рабочими взамен лесов для строительства, и в тоже время скрывал формирующуюся статую бога от пытливых глаз.

Изображения колосса сейчас встречаются различные. Часто можно видеть такое: громадная скульптура стоит над входом в бухта, а ее ноги образовывают как бы арку, и между ними проходят корабли, даже не задевая их мачтами. Имеется еще изображения, где колосс держит очень большой факел с горящим огнём – выглядит впечатляюще, но было ли так в действительности?

По описаниям, высота скульптуры была более тридцати метров, плюс высота постамента – около 15 м; правая рука была поднята, и легонечко прикрывала глаза – колосс смотрел вдаль, а левая удерживала складочки одежды – греки нередко изображали собственные божества в подобном виде. Нигде не упоминается, что колосс стоял, расставив ноги, и руки его, скорее, были согнуты – если бы одна рука была поднята, да так же и держала огонь, это было бы эстетично, но баланс нарушился бы моментально – так долго не простоишь.

Из чего был выполнен колосс?

В виде базы для скульптуры были употреблены 3 очень большие колонны из камня, а сама скульптура была бронзово-железной – на металлическую основу крепились бронзовые пластины. Есть сведения, что всего было затрачено 9 т железа и 15 т бронзы, но при этом весил колосс многократно больше – возможно, он был даже тяжелее, чем сегодняшняя статуя свободы в америке. Некоторые историки думают, что в середине скульптуры была глина: ее лепили на каркас из стали, а поверх покрывали металлом – данную версию поддерживают многие, из-за того что целиком железная скульптура таких размеров рухнула бы намного раньше.

Однако есть и соперники такой гипотезы – они могут напомнить про то, что необожженная глина навряд ли могла бы удержаться в середине скульптуры несколько десятков лет – а выстоял он, по различным источникам, около 60 лет – она бы достаточно быстро потрескалась от солнечных лучей, размокла от дождей и оползла вниз, увлекая за собой всю конструкцию. Обжечь же эту глину в то время было технически нереально, из-за того что для этого потребовался бы очень большой костер – более тридцати метров высотой.

Создателем колосса называют ученика знаменитого лисиппа, скульптора хареса, гражданина родоса, для которого аналогичное строительство было делом национальной чести. Харес принимал участие в обороне города от захватчиков, а раньше нередко помогал собственному педагогу выполнять очень большие скульптуры богов и героев, так что нужного опыта у него было довольно.

Как же он работал, и какие способы мог применять? У английских историков есть версия про то, что конструкция колосса в середине была практически пустой, и технически напоминала скелет. Ее «опорный прибор» состоял из каменных столбов, о которых уже говорилось, а до столбов крепились железные ободья при помощи прутьев металла – наружная же обшивка из бронзы крепилась уже на эти ободья. Соединения заделывались довольно внимательно, благодаря этому скульптура выглядела почти что монолитной, и весила она не очень то и много – эта версия практически противоположна общепринятой.

Поверженный великан

Чего же колосс выстоял так непродолжительное время? Если принять последнюю версию, все будет не так уж непонятно: остов скульптуры был каменным, а не железным, и не смог выдерживать крепкого землетрясения – ведь камень, хотя и очень твёрдый материал, но выделяется хрупкостью – это знает любой каменщик или скульптор.

Тот же плиний пишет, что разбитая скульптура колосса, лежащая на земля, вызывала большущее изумление собственной грандиозностью: он говорит, что в середине ее частей была зияющая пустота – сравнивает их с пещерами, и отмечает, что можно видеть очень большие камни, использованные харесом для изготовления стойкости конструкции.

Про размеры скульптуры мы можем судить также по записям плиния: историк был поражен тем, что обхватить большой палец лежащей на земля руки колосса получалось только очень немногим. Разумеется, легенды о нем стали множиться и обрастать привлекательным вымыслом – возможно, собственно поэтому после возникли изображения, на каких колосс стоит над гаванью, расставив ноги, а между ног проходят корабли. В действительности этого не имело возможности быть: вход в бухта не мог быть так узок – его ширина составляла около 400 м, а высота колосса одновременно с постаментом не достигала и 50 м.

Разломленный на части великан более 1000 лет пролежал на острове, пока в конце VII столетия не был куплен арабами, увезен и переплавлен – верблюдов для транспортировки металла понадобилось около 900.

Колосс родосский сейчас остаётся таинственнейшим чудом, достоверного изображения которого не видел никто из живущих сегодня и живших на 1000 лет раньше. Но все таки, о нем много говорят и пишут, его изучают, и даже снимают о нем художественные кинофильмы. И любой, кто приезжает на родос, в первую очередь желает увидеть место, где располагалась скульптура лучезарного гелиоса – одного из неизгладимых чудес света.

Заметка защищена законом об авторских и соседний правах. При эксплуатации и перепечатке материала энергичная ссылка на сайт для женщин www.Inmoment.Ru обязательна.
Источник: http://inmoment.Ru/beauty/tourism/colossus-rhodes.Html

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.