Мавзолей императора адриана — замок святого ангела

Замок святого ангела в риме связывают с именем императора адриана, и он на самом деле построили по его приказу – в виде усыпальницы, или, насколько часто говорят сейчас, мавзолея. Эта римская знаменитость выделяется среди прочих собственной сохранностью – другими словами, замок был задуман настолько прочно и со всей серьезностью, что «дошел» до сегодняшних дней почти что без перемен, хотя возраст у него очень достойный – почти 1900 лет.

Гробница императоров

Теперь в замке открыт музей, но такое случилось совсем недавно, и на протяжении многих веков это здание приспосабливалось под очень разнообразные потребности – оно очень хорошо выдержало все. Замок ангела был военной крепостью, кладовкой ценностей, папской представительством и мрачной тюрьмой, но с самого начала – все же усыпальницей: ведь император адриан, правивший в риме в 1-й половине II столетия н.Э., приказал его выстроить именно для этого.

Пару слов о личности адриана. Историки его называют в высокой степени противоречивой фигурой, и выделяют, что его личность сильно повлияла на действительность того времени. Император был предусмотрительным и просвещенным политиком, но при этом отъявленным бюрократом; у него была глубокая творческая натура, но он был подозрителен, завистлив и тщеславен; трезвость ума соединилась в его характере с патологическим страхом перед «сверхъестественными» силами, легкомысленная храбрость – с трусостью, а любовь к наукам и искусствам – с предрасположенностью к разврату и необъяснимой жестокостью.

В этом нет ничего удивительного, что адриан стремился говорить собственное великолепие при помощи внешних аксессуаров, и в 130 году н.Э. Он решил выстроить на берегу тибра грандиозную усыпальницу для себя и членов семьи императора – любопытно, что он сам проектировал это здание. Понадобилось выстроить и мост в виде арки, чтобы на обратную сторону реки можно было перебираться без проблем: тогда его назвали элио, а теперь он носит то же имя, что и замок – мост святого ангела, и считается шедевром римской архитектуры. Лестничные ограждения моста приукрашены статуями святых и ангелов, созданных учениками известного скульптора джованни бернини.

Не считая адриана, в усыпальнице были похоронены еще пару императоров – по целевому направлению ее применяли около 70 лет, но в третьем веке император аврелиан, имевший роскошный военнослужащий опыт, додумался превратить здание в крепость, и очень в этом преуспел. В то время на рим регулярно нападали кочевые племена, и мощная стенка вокруг мавзолея адриана сделала постройку неприступной цитаделью: защитникам крепости получалось длительное время обороняться от захватчиков, выливая им на головы кипящую смолу, сбрасывая очень большие камни и — если не хватало камней — даже изображения скульптур похороненных цезарей.

Мавзолей адриана — замок, крепость и тюрьма

Замком святого ангела крепость стала в конце VI столетия, во время эпидемии чумы. Тогдашний отец григорий I, пользовавшийся уважением в народе, устроил крестный ход с молитвой о спасении города, и во время процессии верующих по мосту к крепости произошло чудо: архангел михаил – очевидцы говорили, что это был собственно он – спустился с небес на крышу строения, вложил собственный меч в ножны и исчез. Мероприятие было понято, как завершение «кары божьей» — и на самом деле, чума быстро закончилась, а на месте возникновения архангела установили памятную скульптуру.

Мавзолей императора адриана - замок святого ангела

Ситуация этой скульптуры тоже довольно интересна: в первую очередь она была древесной, после – мраморной, потом мраморной с бронзовыми крыльями, потом целиком бронзовой, но ее понадобилось переплавить во время войны, чтобы проливать пушки. После снова выполнили мраморную статую с крыльями из бронзы, и только по середине XVIII столетия над замком опять возникла целиком бронзовая скульптура – собственно ее мы видим и сейчас. Первоначальная мраморная скульптура с бронзовыми крыльями, поставленная в пятнадцатом веке, была разбита молнией: есть любопытное мнение, что высшим силам не пришолся по нраву образ ангела – было непонятно, достает михаил собственный меч или влаживает в ножны. Благодаря этому в восемнадцатом веке архитектор изобразил архангела смотрящим на ножны – любому, кто хоть мало-мальски знаком с основами владения мечом, подобная поза сразу понятна.

Разумеется, после того, как была поставлена первоначальная скульптура, крепость уже перестала быть просто оборонительным сооружением, а стала едва ли не храмом – очень много верующих стали идти к бывшей усыпальнице, и это были не только граждане рима, но и паломники из иных мегаполисов. Здание стало изменяться, и многие помещения в нем стали обрабатывать и благоустраивать – и тогда папы и присмотрели его в виде собственной недолгой (не всегда долгосрочной) резиденции. Часто главы католической церкви были вынуждены пережидать в замке осаду: к примеру, во время войны коньякской лиги, когда рим был осажден войском карла V – императора священной империи рима, в бывшем мавзолее адриана укрылся отец климент VII. Замок держали долго, однако рим был все же позаимствован и опустошен, а отец заключён в тюрьму там же, где надеялся отлежаться – за собственное освобождение ему понадобилось оплатить очень большой выкуп.

Нужно заявить, что в данное время замок уже воплотили в тюрьму: казематы устраивали в подвалах паралельно с облагораживанием верхних помещений, и в различные века в данной тюрьме пересидело много людей. Среди них было немало тех, кто известен истории, как великий ученый, дизайнер, поэт или гуманист: к примеру, галилей, джордано бруно; архитектор и инженер фиораванти, в собственное время построивший успенский собор в москве; гуманист и библиотекарь бартоломео сакки, известен, как платина, и еще многие знаменитости. Выйти оттуда было сложно и практически нереально – разве что на тот свет; даже казни устраивали прямо в замке – инквизицию не останавливала святость строения, и тень ангела не спасала обреченных. Некоторым счастливчикам все же получалось выкарабкаться из этой мрачной тюрьмы, и среди них был выдающийся профессионал возрождения бенвенуто челлини: в первую очередь он сумел убежать – больше это не получалось ни одному узнику, — но его быстро поймали, однако после выпустили – помогли влиятельные покровители. Говорят, что от замка к ватикану ведет скрытый ход, которым папы пользовались неоднократно на случай нападения врага или остальной опасности.

Символ вечности в вечном городе

Сейчас замок святого ангела наиболее востребован – и у здешних обитателей, и у отдыхающих, причем не только как монумент древней архитектуры.

Здание за 2000 лет перестраивалось неоднократно, и теперь в нем размещаются музеи – государственный военнослужащий и музей искусств; в замке можно посетить апартаменты, в различные эпохи занимаемые различными папами; есть библиотека, архив – раньше сюда имел доступ только отец; много комнат, в которых можно заметить старые интерьеры, картины, скульптуры, оружие и уникальные фрески, но снимать там нельзя – вспыхивания могут оказать влияние на структуру штукатурки. Есть и подобные предметы, которые можно видеть только в конкретное время, когда организуются стилистические выставки – к примеру, драгоценности.

А рядышком с замком регулярно кипит такая себе жизнь: люди гуляют в аллеях, устраивают веселые праздничные дни и вечеринки, и навряд ли нередко вспоминают об императоре адриане, стремившемся к славе разными способами – и при жизни, и после смерти.

Заметка защищена законом об авторских и соседний правах. При эксплуатации и перепечатке материала энергичная ссылка на сайт для женщин www.Inmoment.Ru обязательна.

Теги: мавзолей императора адриана,
замок святого ангела

источник: http://inmoment.Ru/beauty/tourism/mausoleum-hadrian.Html

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.